Главная / Фортепиано


Фортепиано

Фортепиано (фортепьяно) — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной. 

Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами – ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько. Полихорды конструировались по-разному, и играли на них различными способами: зацепляли струны пальцами, как на арфе; били по струнам палочками, как на цимбалах; играли специальными пластиночками, как на мандолине. 

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Нажмешь на клавишу – задвигаются соединенные с ней деревянные рычажки. На конце рычажка укреплена металлическая пластиночка, черенок вороньего пера или отрезок буйволовой кожи. Когда при нажатии на клавишу по струне ударяла металлическая пластиночка, раздавался приятный, хотя и тихий звук. Тихие пластинчатые многоструны получили название клавикорды, а более звучный щипковый полихорд, в котором струна защипывалась пером или зацепкой из буйволовой кожи, – клавесин. 

Именно, клавикорд и клавесин стали непосредственными предшественниками фортепиано. 

Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам. Небольшими и легкими переносными клавикордами первоначально в Западной Европе пользовались исключительно бродячие музыканты. В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор металлических струн. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Поскольку струны были одного «роста», внешне клавикорды выглядели как прямоугольный ящик. 

Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Поэтому его применяли для домашнего музицирования. 

Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. У него несколько названий: клавицимбал, чембало, верджинел (рисунок 4) и самое распространенное – клавесин. Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах. 

Клавесин. Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Клавесин похож на спинет, имеет ту же щипковую механику, но размеры его крупнее. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма - внешним видом он напоминает современный рояль. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих перышек или кусочков кожи. Язычки цепляли струну, и раздавался звук. 

Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера – квадратной или прямоугольной. Инструмент был очень популярен во время, когда носили напудренные парики, пышные платья с оборками. Это был уже настоящий концертный инструмент. Хотя поначалу свои концерты клавесин мог давать только в светских салонах и гостиных. В больших залах его голос терялся. 

Голос у клавесина был чуть суховатый, «стеклянный». Однако это был хороший многозвучный инструмент, на котором, ловко перебирая клавиши можно было играть легкую музыку, подвижные пьесы, и аккомпанемент, сопровождающий пение. Короткие звуки клавесина и плавные тянущиеся звуки голоса, виолы или скрипки хорошо дополняли друг друга. Клавесин превратился в замечательный ансамблевый инструмент. В оркестре он исполнял партию сопровождения: дирижер сидел за клавесином – левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. 

Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью. Увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука. 

Пускай построенный из драгоценного мореного дуба клавесин шотландской королевы Марии Стюарт звучал несколько глухо, так как это твердое и тяжелое дерево плохо проводит звук. Зато вместе с красивым клавесином придворные вельможи приучались ценить и музыку, на нем исполняемую. Английская королева Елизавета, возможно, к простенькому клавесину не подошла бы. Зато на своем роскошном клавесине их величество сами с удовольствием разыгрывали изящные пьески и тем самым подавали пример своим подданным. 

Несмотря на все великолепие инструмента, звуковая картина клавесинной музыки была довольно тусклой и малоинтересной. Исполнительнее не мог играть громче или тише: с какой бы силой он не ударял по клавише, делал это резко или мягко – звук не менялся и всегда получался громким. Так, например, если бы мы включили в комнате электрический свет: сильно ли, слабо ли мы щелкнем выключателем, свет лампочки не станет ни сильнее, ни слабее. Корме того, при слабом нажатии на клавишу механика не срабатывает и инструмент не звучит. 

Мастера не могли смириться с тем, что клавесин звучит так однообразно, и придумывали всевозможные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина. Например, устанавливали несколько клавиатур с разной силой звука; приспосабливали педаль, при нажатии которой звук становился тише, – но все они были не очень удобными. Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем – его можно и сегодня услышать на концертах старинной музыки. 

Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути, спинет - это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он, как правило, был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель. 

На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком. 

Первым эту проблему решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у флорентийского герцога Козимо Медичи, имеющего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. 

И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. На самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию. 

Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано», что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.

А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Мариус (1716 г), в Германии – Готлиб Шретер (1717-21 г). 

Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его звучанию был приучен слух музыкантов и публики. Сто лет понадобилось, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное. 

В.А.Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано. Но «сдался» клавесин лишь при Бетховене: старенький тихоголосый клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро. 

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. В ΧΙΧ веке фортепиано развивалось очень интенсивно: постоянно совершенствовался механизм фортепиано, изменялось расположение струн. У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все три струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу. 

Сложились два вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.

© 2006-2017. При использовании материалов сайта, активная ссылка на проект http://www.muzofeel.ru обязательна.


Rambler's Top100