Главная / Язычковые


Язычковые инструменты

Источником звука в язычковых инструментах является колеблющаяся тонкая стальная пластинка - язычок - укрепленная в рамке, сквозь прорезь в которой язычок проходит, не задевая ее стенок.

К язычковым инструментам относятся аккордеон, баян, гармоника и фисгармония, составляющие в основном оркестр русских народных инструментов.

Такие оркестры стали появляться в конце XIX — начале XX века. Они исполняли обработанные народные песни, а также переложения произведений, написанных для другого состава инструментов. Однако многие композиторы, особенно в XX веке, писали пьесы и специально для оркестра русских народных инструментов.

На сегодняшний день ситуация с язычковыми инструментами сложная. С одной стороны, спрос на них постоянно растет, то есть, любителей играть на язычковых инструментах становится все больше. Раньше мало кто из исполнителей воспринимал их как язычковые инструменты. Раньше считалось, что язычковые инструменты – это как арфа. То есть, не совсем арфа, потому что все знают, что арфа – это щипковый инструмент. Но близко к арфе. В том смысле, что арфа - исключительно женский инструмент. Язычковые инстументы тоже считались женскими инструментами. Считалось, что играть на них могут только женщины. С другой стороны, предложение язычковых инструментов хоть и медленно, но падает.

Фисгармония

Фисгармония, гармониум (нем. Fisharmonium, от греч. phýsa – мехи, дутьё и harmonía – гармония), духовой клавишный инструмент. Изобретён в 10-е гг. 19 в. Предшественник Фисгармония – это так называемый орган-экспрессив, изготовленный французом Г. Ж. Гренье (1810). По конструкции к фисгармонии приближается и инструмент, созданный мастером А. Хёккелем (1818).

Cовременная фисгармония по форме напоминает пианино (меньшего размера), имеет фортепианную клавиатуру, 6–20 регистров, включаемых выдвижными рычажками. Клавиатура делится на левую (C1 – e1) и правую (f1 – c4) половины. Звучащая основа фисгармонии – латунные планки со стальными проскакивающими язычками, которые приводятся в колебание воздухом, направленным по соответствующим каналам. Воздух нагнетается мехами, управляемыми ножными педалями. Звучание фисгармонии напоминает органное.

Словарь терминов по язычковым инструментам

Баян с готовым аккомпанементом имеет на левой стороне клавиатуру из вертикальных рядов кнопок. 1-й и 2-й ряды — басы расположены по кварто-квинтовому кругу (Е, A, D, G, С, F, H, Es и т. д.), 3-й, 4-й, 5-й ряды — аккорды (мажорные, минорные, септаккорды, построенные от соответствующего басового звука). При нажиме одной кнопке звучит готовый аккорд.

Баян готово-выборный имеет на левой стороне клавиатуру с готовым басо-аккордовым аккомпанементом и выборную (см. левая по правой.)

Борины — складки, из которых состоит мех гармоники.

В разлив — основной голос и два дополнительных, настроенных на один тон и звучащих выше и ниже на три-четыре колебания.

Валиковая механика — группа валиков, с помощью которых при нажатии клавиши (или кнопки) открываются определенные клапаны, составляющие аккорд.

Венские гармоники (венки) — двухрядные (трехрядные) диатонические гармоники с разными звуками при смене движения меха, сформировавшиеся по строю, системе аккомпанемента, форме корпуса и основных деталей механизмов на венских гармонных фабриках и получившие большое распространение во многих странах и, в частности, в России. Затем в России стали изготавливаться отечественные модели по образцу венских. Полувенки — то же самое, но меньшего размера.

Голос (голосник) — см. язычок.

Готовый баян — баян с готовым басо-аккордовым аккомпанементом на левой клавиатуре (название употребляется в обиходе).

Губная гармоника — разновидность гармоники, приводимая в действие не мехами, а дыханием играющего. Она состоит из следующих основных частей: резонатор с отверстиями для вдыхания воздуха (основание корпуса), две (или одна) металлические планки с проскакивающими язычками, две металлические крышки, предохраняющие голоса от повреждений и определяющие форму инструмента.

Гудок (гудочек) — детская игрушка-гармоника без клавиатуры.

Дека ломаная или резонаторный канал — углубление по всей длине деки. В нем приглушается звучание голосовых язычков и преломляется поток звуковых волн, сочетаясь с колебанием воздуха, заключенного внутри резонаторного канала. Низкие тона усиливаются, средние приглушаются, а самые высокие, резкие ослабевают и таким образом смягчается и облагораживается тембр звука. Дека ступенчатая (то же, что и ломаная), но углубление по всей длине деки создается за счет уступа (ступеньки), закрытого сверху планкой.

Заемная механика — группа рычагов и валиков, с помощью которых производится дополнение звуков из басов в аккорды, и наоборот (в разных октавах).

Левая по правой — определенное расположение клавиш клавиатуры в хроматической трехрядной гармонике, при которой левая клавиатура имеет тот же порядок, что и правая, но в более низком регистре.

Ножные басы (ногофон) — гармоника-бас, состоящая из нижней и верхней плоскости, между которыми находится мех (обычно в одну, редко в две складки). На верхней плоскости расположена клавиатура, имеющая два ряда круглых педалей, которые нажимаются ногами; одновременно мелодия и аккордовый аккомпанемент исполняются на ручной гармонике.

Перерамок — деревянная рамка, заменяющая одну из борин и укрепляющая мех.

Однорядная гармоника — гармоника, на правой клавиатуре которой клавиши (или кнопки) расположены сверху вниз в один ряд. Двухрядная — расположенные в два ряда клавиши и т. д.

Планка — металлическая рамка с прорезью, над которой крепится металлическая пластинка (голос или язычок). Проскакивая в прорези под действием струи воздуха, эта пластинка колеблется и издает звук.

Полубаян — баян с клавиатурами уменьшенного размера (по диапазону).

Прихлопки — приспособления, находящиеся на левой стороне гармоники, с их помощью открывается ряд клапанов, создающих звучание того или иного аккорда. Эти клапаны соединяются системой рычагов с валиковой механикой.

Регистр — дополнительные планки, которые по желанию исполнителя можно включать в тот или иной момент игры. Действие таких планок имеет определенную акустическую основу. Звучание одного колеблющегося язычка слабее (так как слабо звучит основной тон), но резкое, ибо в гармонике, по самой ее природе, слишком сильны обертоны, особенно верхние секундовых соотношений, создающие плотный звуковой фон. Чтобы звук стал более полным, добавлялся ряд язычков, звучащих октавой ниже основного тона, а чтобы усилить звучание гармоники, придать ей «звонкость», добавлялись язычки, звучащие октавой выше основных. Так искусственно создавалось нужное соотношение между основным тоном и обертонами. И второе: с помощью включения дополнительных планок можно было разнообразить тембр звука. Как следствие явилась возможность увеличения диапазона инструмента с помощью переключения регистров.

Французская и немецкая системы. Во французской (русской) и немецкой (итальянской) системах при нажатии одной и той же клавиши звуки разные при смене движения меха: те, которые звучат во французской на сжим меха, в немецкой — на разжим, и наоборот. Самая нижняя нота в гармониках французской системы звучит на разжим меха, а в немецкой — на сжим.

Хроматика — двухрядная гармоника, имеющая все звуки хроматической гаммы, приспособленная для ведения мелодии (прима) или аккомпанемента. Применяется в ансамблях.

Четырехголосный инструмент — одновременное звучание (в унисон или в октаву) четырех голосов (язычков) при нажатии одной клавиши на правой клавиатуре. Исходя из этого принципа, могут быть одноголосный, двухголосный, трехголосный инструменты.

Язычок — металлическая пластинка, прикрепляющаяся над прорезью рамки. В зависимости от размеров язычка при его колебании получаются разные по высоте звуки.

© 2006-2017. При использовании материалов сайта, активная ссылка на проект http://www.muzofeel.ru обязательна.


Rambler's Top100